японский сад

Оригинал

Усадьба Сэгава
Токио

Зажатая со всех четырех сторон высотными зданиями, эта красивая резиденция символизирует борьбу за сохранение сада и архитектурного наследия Японии в самом центре Токио. В то время как произведение искусства можно передать в музей, сад становится дорогостоящим объектом недвижимости. Многие семьи, менее удачливые, чем владельцы сада Сэгава, были вынуждены отказаться от своих садов из-за высоких налогов на наследство в Японии, стране, которая успешно сочетает рыночную экономику и социалистическую политику. Даже сейчас, когда усилия по сохранению исторического наследия стали более важными, несколько примечательных зданий в Токио, построенных в период Мэйдзи, были снесены в течение последних трех десятилетий. Хотя министерство культуры объявило дом и сад Сэгава культурными ценностями, финансовое бремя по их содержанию все еще лежит на владельцах, которые, к счастью, считают своим долгом это делать. Недавно они построили новое здание, которое приносит доход для оплаты за техническое обслуживание и налоги на старые дома.

Сад и дом Сэгава были построены в 1887 году, когда Япония прощалась со своим феодальным прошлым, принимая модернизацию периода Мэйдзи. В то время самобытной недвижимости было намного больше, чем сейчас. Расположенный рядом с оживленной улицей Касуга, эти изысканные дом и сад берут свое начало из переулка, идущего вдоль многоэтажного здания, которое стоит на месте, где раньше был палисадник сада. Остроконечный вход в дом виден со стороны улицы, давая представление об особенностях архитектуры прошлого, виднеющейся сквозь высотки, характерные для современного Токио. Как говорят, архитектор нового здания выбирал цвет плитки так, чтобы он сочетался со старым зданием.

От входа начинается каменная дорожка, пролегающая через гравий, которая ведет к двум зданиям. Здание с остроконечным фасадом в центре является гостевым домом, предназначенным для развлечения важных гостей. Гостевой дом спланирован в виде зигзага, известного в Японии как модель гусиного шага, или построение ганко. Такой план позволяет увидеть сад с различных точек осмотра. Войдя в дом, из прихожей мы попадаем в приемную в западном стиле, которая использовалась также для представлений театра Но в минувшие дни. Далее эта гостиная ведет в большую комнату в стиле се-ин. Здесь на полу лежат 12 с половиной матов татами, и обе стороны открыты для обозрения сада. Сад был разбит таким образом, чтобы услаждать взоры гостей, как в гостевом доме, так и в главном.

Главный дом, в который ведут каменные ступени справа, приблизительно такого же размера, как и гостевой и имеет два этажа. Резиденция Сэгава была построена для Коити Фуруити в 1887 году. Коити был выдающимся инженером и ученым в период Мэйдзи и Тайсё. Поскольку многие профессора и ученые Токийского университета жили в этой области в то время, она называлась «городом врачей». Комнаты в западном стиле, так же как и западные мотивы в металлических изделиях были очень популярной темой в архитектуре резиденций того времени. Масаё Сэгава, врач и зять Фуруити, унаследовал дом и переехал сюда, когда его собственный дом был разрушен во время землетрясения в 1923 году. Он полюбил этот дом и сад, и вскоре добавил еще большую чайную комнату в буддистском стиле размером в 8 матов и чайную комнату Исси-ан, характерную для раннего Сёва периода. По счастливой случайности дом избежал разрушений во время бомбардировок Второй мировой войны. Сын Массаё, Исао Сэгава, также очень любил дом с садом. Он добавил сад мха в 1952 году – искусство, которое считалось невозможным до того времени. Под руководством знаменитого садовника Тайами Танака он построил чайную беседку для своей жены и назвал ее Тэй-ан. В настоящее время дом и сад поддерживаются членами четвертого поколения семьи Сэгава.

Сад является неотъемлемой частью дизайна главного дома, равно как и гостевого. Он был спланирован в виде закрученного узора вокруг центрального холма, на котором растут старые деревья синоки и поставлено несколько камней. Холм располагается спиной к стене, и его линия не позволяет виду современных зданий за ним попадать в поле зрения. Отсюда через сад извивается небольшая речушка, а каменная дорожка ведет в чайную комнату, чайную беседку, основные комнаты для гостей и главный дом. Чайная беседка расположена таким образом, что, находясь внутри, кажется, будто плывешь вдоль речки.

Пышный мох в этом саду – большая редкость для Токио, где, в отличие от Киото и Канадзавы, нет благоприятных условий для его роста. В самом начале создания садика Исао Сэгава привез сюда различные виды мха со всего мира, и те виды, что адаптировались к климату Токио, сейчас процветают в этом саду. Здесь преобладает вид тётин-гокэ, который привезен  из Окутама, западного горного региона Токио. Такой мох при росте наползает сам на себя, образуя иногда ковер толщиной до 5 см. Исао бережно заботился об этом мхе, поливая его лично каждое утро и каждый вечер.

Фонарь Орибэ перед чайной комнатой Исси является одним из самых старых стилей садовых фонарей в Японии. Впервые он был создан в период Момояма. Такие фонари называются в честь Орибэ Фурута, знаменитого самурая, мастера чая. Эти фонари не имеют основания и ставятся прямо в землю.

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

Усадьба Сэгава

 

Частные сады

 

 

anshin - душевное спокойствиеanshin©2011 Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Предложения о сотрудничестве, а также замечания и пожелания по сайту присылайте по адресу: anshin-sad@mail.ru

тел: 8 (965) 121-80-60 с 10.00 до 20.00