+7 (965) 121-80-60
Сад Хасимото Кансэцу
Когда я планировала посещение садов Сисэн-до и Гинкаку-дзи, обнаружила, что рядом со вторым, в шаговой доступности, есть малоизвестный сад японского художника Хасимото Кансэцу (1883-1945). Поэтому сразу после Гинкаку-дзи мы направились туда.
Вилла Хакусасонсо была построена по собственному проекту Хасимото. Он же является и автором сада. Художник много раз бывал в Китае, очень любил эту страну, что не могло не отразиться на его творчестве. Несмотря на то, что сад японский, сделан в стиле прогулочного сада кайюсики, некоторые детали говорят об увлечении автора Китаем. Однако эти вкрапления довольно органично переплетаются с типично японскими, делая сад интересным и самобытным.
Для своей будущей усадьбы Кансэцу приобрел старое рисовое поле. На участке площадью более 10 000 квадратных метров он построил дом, мастерскую для занятий японской живописью, чайный дом, беседку, буддистский храм. В саду есть много каменных скульптур, созданных в разные времена, от эпохи Хэйан до эпохи Момояма.
При входе в сад нужно купить билет, цена которого достаточно высока по сравнению с тем же Гинкаку-дзи - 1300 йен. Однако на билете указано, что в день покупки можно заходить неограниченное количество раз. Наверное, если очень понравится ))
Вход осуществляется через проем в невысокой бамбуковой изгороди.
Первое, что бросается в глаза - огромный каменный фонарь с необычным длинным шпилем на верхушке.
Справа - офис, где приобретают билеты.
Как это часто бывает в японском прогулочном саду, посетителей ненавязчиво направляют по такому пути, где они не пропустят ничего интересного. Поэтому некоторые проходы закрыты, как, например, эта калитка.
Идем по направлению к непонятному сооружению. Даже приблизившись, сомневаешься: то ли это широкие ворота, то ли хозяйственная постройка.
Особое внимание в саду уделено камням. Места четко выверены, сами камни красивы и интересны.
Среди камней течет неширокий ручей.
Дальше нужно пройти через внутренние ворота.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что и на бамбуковых стойках, и на крыше вырезаны иероглифы.
За воротами дорожка пошла вдоль пруда. На другом берегу виднелось здание мастерской (Зонкоро).
Здесь ручей впадает в водоем.
Три мостика переброшены через пруд. Первый ведет к мастерской.
Второй, самый дальний - к чайному домику.
С этого места можно хорошо рассмотреть чайный домик на другом берегу, который Кансэцу построил для своей жены в 1932 году. Правда, хорошо видна только первая часть, Исуи-тэй, а Кэйдзяку-ан почти весь скрыт.
Первый чайный домик, Исуи-тэй, побольше, состоит из непосредственно чайной комнаты и скамейки для ожидания. Хотя она в данном случае выглядит больше как скамейка для любования прекрасным прудом.
От скамейки пошаговые камни ведут через пруд на берег. Зимой пройти по ним мы не решились. Да и предупреждающая табличка заставляет задуматься.
Чайная комната тоже выходит на пруд. Здесь есть довольно широкий балкончик, на который могут выходить участники чайной церемонии. Исуи-тэй предназначен для чайных церемоний сэнтя, где большое внимание уделяется удобству гостей и возможности не только духовно совершенствоваться, но и наслаждаться эстетически, глядя на прекрасный сад.
Помимо пруда, из чайного дома видна и беседка, находящаяся на противоположной стороне.
Но это я немного забежала вперед. Вернемся к мостикам. Третий, самый узкий мост ведет нас дальше, к беседке (Ньёхо-тэй), построенной в 1920 году. Рядом с ней - узкая каменная пагода, состоящая из девяти частей.
А за воротам позади беседки - современная улица.
Беседка и чайный дом установлены так, чтобы можно было, находясь в одном из них, любоваться на другое.
Вид и правда красивый. Больше всего в этом зимнем пейзаже трогают оранжевые плоды какого-то деревца, похожие на яркие фонарики.
Сама беседка поделена пополам, причем, эти части отделены символической перегородкой и легко просматриваются. Основное помещение выходит на пруд, а небольшой отсек со скамейкой повернут в другую сторону.
Я долго не могла понять, как же зайти в основную часть, где, судя по всему, проходят чаепития. Не через изгородь же перешагивают!? А потом заметила маленький вход сбоку - нидзиригути. Вот такое сочетание элементов чайных домов маття и сэнтя!
Рядом с чайной беседкой - цукубай. Каменная чаша почти полностью покрылась мхом.
Чайный домик, как я уже упоминала, состоит из двух частей, и называются они по-разному, хотя фактически являются одним строением. Назначение у них тоже разное. Если Исуи-тэй используется для чайных церемоний сэнтя, то Кэйдзяку-ан - для чайных церемоний маття. Этот стиль, называемый тя-но-ю, зародился в Японии в 16 веке, и главное в нем было не наслаждение, а отрешение от мира, познание самого себя, достижение особого состояния. Чайные домики строились небольшие, простые, в них практически не было окон, а дверь представляла из себя небольшой лаз, куда нужно было буквально вползать на коленках. Этим участники церемонии как бы уравнивались, забывая чины и звания.
На этой стороне, рядом с чайным домиком, тоже есть цукубай.
А вот и вход-лаз в чайный домик.
Полюбовавшись на пруд и чайные дома, мы пошли дальше.
А дальше оказался довольно странный садик, назначение которого мне не было ясно. Прямо посередине стоял каменный столик, стульчик и какой-то бочонок. И только потом я узнала, что это - тоже антураж для чаепития сэнтя в саду на природе.
Бочонок же - китайский керамический стул, который, конечно же, не мог не появиться в саду такого поклонника Китая, каким был Хасимото Кансэцу.
Также в саду мы видели фонари и маленькие каменные скульптурки.
Но все же эта часть нас особо не впечатлила. Хотя ворота к дому понравились.
Вскоре мы очутились перед небольшим храмом. Внутри него находится статуя Будды.
Слева от храма - симпатичный ухоженный садик.
Справа - здание мастерской.
Здесь также много красивых камней. Вот этот, например, с маленьким озерцом.
На заднем дворе есть свой небольшой прудик.
Ворота охраняют пара баранов.
А чуть дальше мы нашли целый холм с маленькими скульптурами.
Ближе к хозяйственным постройкам пруд сужается и мельчает. Но и здесь есть фигурки.
Эта часть сада сделана в природном стиле и зимой кажется немного запущенной. Она сильно контрастирует с территорией перед храмом, где царит чистота, строгость форм и минимализм.
Под конец мы решили заглянуть в музей, который открылся не так давно, в 2014 году. Здесь собрана коллекция японской живописи.
Есть и керамика.
Среди картин на стене мы заметили портрет самого хозяина усадьбы, Хасимото Кансэцу.
Рисунки на столах, видимо, предназначены для продажи.
Сад Хасимото Кансэцу мне показался очень интересным. Однако, как мне кажется, у нас было не столь удачное время для посещения: много неубранной листвы, несрезанных многолетников, местами сад казался неряшливым. Но я уверена, с весны до осени Хакусасонсо должен быть великолепен. В декабре же наше воображение потрясли красивые постройки, замечательные камни и еще много деталей. Бродить по саду, разглядывая каждую мелочь, было необычайно интересно и познавательно.
Иформация о саде:
Адрес: Jodoji Ishibashicho 37, Sakyo, Kyoto, 606-8406
Часы работы: с 10.00 до 17.00 (вход до 16.30)
в начало